Будем ездить на бензине, разбавленном спиртом

размещено в: Новые статьи | 0

С начала 2013 года в Украине вступила в силу норма законодательства о содержании биоэтанола в бензине. Сейчас рекомендуется добавлять в топливо пять процентов спирта. Через год эта норма станет обязательной, и с 2016-го доля биоэтанола будет равняться семи процентам. Какова цель данных новаций и как это скажется на «самочувствии» наших автомобилей?

Нефть и газ являются на сегодняшний день главными энергоресурсами в мире. Вопрос сокращения их потребления остро стоит перед всеми странами, а возобновляемые источники энергии становятся все более популярными.

Приоритетным направлением развития является использование альтернативных видов топлива для автомобилей, поскольку транспорт «обеспечивает» 30 процентов выхлопов в атмосферу и потребляет треть добываемых энергоресурсов на планете. Украина присоединилась к этому движению недавно, внеся в Закон «Об альтернативных видах топлива» изменения, касающиеся содержания биоэтанола в бензине.Сообщает «Голос Украины»

Больше вреда или пользы?

Как и все новое, использование бензина с добавками спирта вызывает неоднозначные отзывы в среде экспертов. Так, по словам Николая Рябцева, заместителя директора научно-технического центра «Психея», украинский автопарк — в значительной степени устаревший. Только 30 процентов транспортных средств приспособлены для работы на биотопливе с содержанием спирта не более 10 процентов, остальные же требуют переоборудования. Но и с новыми автомобилями не все просто. «В случае возникновения проблем в работе топливной системы из-за использования топлива, не предусмотренного техническими требованиями, может последовать снятие гарантийных обязательств производителя», — подчеркнул эксперт.

Эти опасения могут отпугнуть автолюбителей. Однако, по мнению Андрея Ахновского, эксперта-консультанта по использованию биотоплива, тревога необоснованна. «В мире уже давно применяется бензин с содержанием спирта 10 процентов, и каких-либо массовых жалоб от водителей не поступало. Кроме того, автопроизводители также не запрещали его. Они просто не дали прямого ответа относительно использования этого топлива», — пояснил Андрей Ахновский.

Карбюраторные автомобили, которых в Украине большинство, могут работать на бензине с содержанием спирта до 30 процентов, не нуждаясь в дополнительных переделках. Более современные машины, оснащенные лямбда-зондом, без проблем приспосабливаются к топливу Е45. «В Европе переоборудование двигателей производится под топливо Е85, и случаев отказа топливных систем очень мало. В основном они связаны с неквалифицированной работой по адаптации автомобиля. Что касается износа топливных систем, то уже более 10 лет производятся детали, устойчивые к воздействию спирта», — отметил эксперт.

Станет ли дышать легче?

Наряду с сокращением потребления нефти использование биоэтанола должно привести к существенному снижению выбросов от транспорта. Об этом говорит Сергей Суйков, старший научный сотрудник Института физико-органической химии и углехимии имени Литвиненко НАН Украины: «С точки зрения химии, этиловый спирт не может причинить вред двигателю.

Его попадание в топливную смесь приведет к снижению температуры сгорания, что хорошо для двигателя и выхлопа: чем ниже температура вспышки смеси в цилиндрах, тем меньше выброс и износ деталей».Кроме того, значительно сократится содержание в выхлопе таких опасных для человека и окружающей среды веществ, как бензопирен и формальдегид. «При использовании биоэтанола этих веществ образуется гораздо меньше, чем в обычном бензине, за счет более мягкого процесса сгорания», — отметил Сергей Суйков.

Сокращение вредных веществ в выхлопе — в три—пять раз при использовании топлива Е45 (45 процентов биоэтанола) подчеркнул Андрей Ахновский: «Есть простой тест оценки экологичности выбросов: приложить к выхлопной трубе бумажную салфетку. У автомобиля на обычном бензине она будет грязной, а у машины, которую заправили смесью с содержанием спирта 35—40 процентов, — почти чистой».

Плюсы и минусы для экономики

Для перехода в 2013 году на топливо Е5 потребуется 225 тысяч тонн биоэтанола. Сейчас украинский рынок потребляет его около 60 тысяч тонн. Возможности для расширения производства биоэтанола на отечественных предприятиях «Укрспирта» есть. В начале 90-х годов прошлого века в Украине насчитывалось 60 спиртзаводов, ныне действующих осталось около 20, при этом они работают в половину своей мощности.

По словам Юрия Хоменко, начальника отдела департамента инженерно-технического обеспечения и сельскохозяйственного машиностроения Министерства аграрной политики и продовольствия, на сегодняшний день шесть спиртзаводов полностью подготовлены к производству биоэтанола. Кроме того, как заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, есть планы по перепрофилированию 24 заводов на производство биоэтанола. Ведь это очень перспективный бизнес: кроме роста внутреннего спроса, будет увеличиваться и потребность Европейского Союза в этом топливе, и наша страна может получить высокорентабельный экспортный продукт. Если, конечно, сумеет снизить на него цену.

Так, по словам представителей компании «АгроНафта», которая занимается производством топлива Е40, нынче предприятие закупает биоэтанол по цене 11500 гривен за тонну или примерно 1,2 доллара за литр, в то же время на мировых товарных биржах его цена равняется 0,62 доллара за литр. Поэтому, чтобы выдержать конкуренцию с производителями из Бразилии и США, нужно доводить цену до мирового уровня.

Кроме спиртзаводов, в выигрыше окажутся и аграрии. «Это гарантированный рынок сбыта сахарной свеклы и кукурузы, дополнительные рабочие места», — подчеркнул Юрий Хоменко.

Однако есть в такой перспективе и минусы. Кукуруза и особенно сахарная свекла истощают почвы. К тому же их использование в качестве источника энергии отвлекает пищевые ресурсы, что, по мнению представителей ООН, «является преступлением против человечества, в то время как есть регионы в мире, где голод — серьезная проблема».

Поэтому в Европе сейчас заморозили программы по производству биоэтанола первого поколения — из пищевых культур — и переходят к разработке биоэтанола второго поколения — из отходов и древесины.

Неоднозначные оценки влияния биоэтанола на окружающую среду, и автомобили должны послужить поводом для всестороннего изучения этого вопроса в научно-исследовательской и экспертной среде, чтобы, решая одну экологическую проблему, не создать другую.Донецкая область.СправкаДля биоэтанола и смесевых бензинов на его основе используются буквенно-цифровые обозначения: Е5, Е10, Е85. Е — от английского «ethanol», а цифры — это процентное (в объемных долях) содержание биоэтанола в топливе.

Наиболее распространены смеси Е5, Е10 и Е85, в Бразилии пользуется спросом и чистый биоэтанол — Е100.В Европейском Союзе ныне действует стандарт ЕN 228 на содержание этанола в смесях Е5. Стандарт бензина Е85 (85 процентов — этанола, 15 процентов — бензина) с 2007 года официально действует в Австрии и Франции, с 2008 года — в Германии. На сегодняшний день в мире около 40 государств используют бензин Е85.

Кроме общеевропейских, в странах ЕС действуют внутренние стандарты на этанольное топливо, которые не могут быть хуже, чем условия общих стандартов.Потребление этанола в мировом объеме бензина составляет 6 процентов, что позволило сэкономить 50 миллионов тонн нефти.На предприятии по производству биоэтанола смесь топлива со спиртом хранится в таких емкостях.

Понравилась статья? Расскажи друзьям!
оцените...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 3 =